|
О чем думал законодатель и как он это сказал
или
Налоговые ляпы
"Учет, налоги, право" №40 от 24.10.2000, стр. 4.
Наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда читая какой-либо закон, понимаешь, что написано что-то странное, а порой даже и забавное.
В связи с тем, что не так давно вышел, а с 1 января 2000 года вступает в силу часть 2 Налогового Кодекса Российской Федерации, предлагаю рассмотреть некоторые "пикантные" ситуации на его примере.
В самой первой статье второй части - в статье 143, определяются налогоплательщики налога на добавленную стоимость. Ими признаются не только организации и индивидуальные предприниматели, но и иные "лица, признаваемые налогоплательщиками ... определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом". Однако поскольку организации и индивидуальные предприниматели уже были перечислены, то остаются только физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, уважаемый читатель, надо морально готовиться к тому, что при перемещении товара через границу все мы будем платить НДС (как бы не говорили о его "корпоративном" характере). В настоящее же время спасает только то, что пока Таможенный Кодекс апеллирует к нормам НК РФ: в соответствии со статьей 112 ТК РФ, "применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", а в НК РФ прямой обязанности граждан уплачивать НДС еще не установлено. Хотя, надо полагать, это уже не за горами, поскольку законодатель уже даже предусмотрел возможность упрощенного (либо льготного) порядка уплаты НДС физическими лицами в случаях перемещения товаров через границу (пункт 3 статьи 151 НК РФ).
Кроме того, на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут возложить обязанность по уплате НДС в рамках пункта 2 статьи 161 НК РФ. А именно, если гражданин-резидент РФ (который, конечно же, состоит на учете в налоговых органах - например, в соответствии с пунктом 7 статьи 83 НК РФ) на территории России приобрел у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, какие-либо товары (работы, услуги), то этот гражданин, как подпадающий под определение налогового агента в смысле определения пункта 2 статьи 161 НК РФ, обязан удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Так что, граждане, при покупке чего-либо у иностранцев обязательно проверяйте, состоят ли они на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, поскольку в противном случае вам грозит штраф в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению (статьи 123 НК РФ).
Следующий интересный пункт был обнаружен в статье 145 НК РФ, в которой определяется порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. Так, в пункте 6 данной статьи законодатель попытался определить условия восстановления суммы налога на добавленную стоимость (и уплаты этого налога с взысканием соответствующих штрафов и пени) в качестве превышения суммы фактической выручки от реализации товаров над некоторой суммой, но потерял вторую часть фразы. В результате получилось, что данный пункт ("в случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров ..., сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени") можно целиком прочитать в том смысле, что условием восстановления суммы налога является превышение суммы налога над суммой фактической выручки от реализации товаров. Интересно, часто ли на практике встречается ситуация, когда сумма налога на добавленную стоимость превышает сумму фактической выручки от реализации товаров?
Как известно, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения, в том числе и налоговая ставка (пункт 1 статьи 17 НК РФ). Между тем, для случаев получения денежных средств, связанных с оплатой товаров, предусмотренных статьей 162 НК РФ, при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ, а также при реализации товаров, приобретенных на стороне и учитываемых с налогом в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 154 НК РФ, в пункте 4 статьи 164 предусмотрено две налоговых ставки: 9,09% и 16,67%, без указания когда какую из них следует применять (да, мы помним Примечание к пункту 15 Инструкции ГНС № 39, но в НК РФ об этом ничего не сказано!). Следовательно, можно считать, что в рассматриваемом случае налог просто не установлен!
Можно, конечно, еще упомянуть такие озадачивающие ляпы, как неправильные перекрестные ссылки и нумерацию пунктов. Например, в статье 187 НК РФ есть два вторых пункта и отсутствует четвертый, и при этом вместо ссылки на подпункты 1 и 2 одного из этих вторых пунктов законодатель ссылается на пункт 1 указанной статьи, который вообще не содержит подпунктов.
Но самая красивая фраза, касающаяся второй части НК РФ, высказана законодателем в статье 17 Федерального Закона "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ, касающаяся уплаты в Пенсионный фонд РФ: до 1 января 2002 года "при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, превышающей 600 000 рублей, применяется ставка в размере 5 процентов".
Если читать эту фразу дословно, то получается следующая схема:
- работник получает доход, часть которого выплачивает в ПФР;
- сумма, выплачиваемая с этого дохода в ПФР, может превысить 600 000 рублей;
- в этом случае с суммы, превышающей эти 600 000 рублей, взимается налог по специальной ставке 5%.
Но как рассчитать, когда следует начинать выплачивать по этой "особой" ставке? Очевидно, что если в ПФР уплачивается 600 000 рублей и более, то доход физического лица составляет не менее 600 000 рублей. Следовательно, применяется налоговая ставка, равная 83 300 рублей + 2 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей.
Соответственно, для определения зарплаты (Х), сумма налога с которой составляет 600 000 рублей, требуется решить простейшее уравнение:
83 300 + (Х-600 000)*0,02 = 600 000
Расчет показывает, что для выполнения условия ст. 17 Закона № 118-ФЗ зарплата сотрудника должна быть не менее 26 435 000 (еще раз пересчитайте количество нулей - двадцать шесть миллионов!) рублей в год.
Желаю всем так зарабатывать!
|
|