О статусе санатория - профилактория,
созданного профкомом на предприятии

ЭЖ-Юрист № 40 октябрь 2000 г., стр.10
И.Ю.Липатова, Г.А.Сухадольский

В доперестроечный период профкомы предприятий на базе предоставленного им в пользование предприятием имущества создавали санатории-профилактории. Имущество продолжало оставаться на балансе предприятия, которое обеспечивало его хозяйственное содержание и ремонт.

В настоящее время санаторий-профилакторий вновь начинает рассматриваться предприятием как лакомый кусочек, который хотелось бы заполучить обратно. Однако за это время законодательство существенно изменилось. Поэтому необходимо определить современное юридическое положение данного образования, а также возможность и последствия его вхождения в состав предприятия в качестве структурного подразделения.

Определение статуса санатория-профилактория

Для решения вопроса о статусе с/профилактория в настоящее время необходимо определить его статус на момент образования, для чего следует ответить на следующие вопросы:

  • является ли с/профилакторий юридическим лицом;
  • какова подчиненность/подведомственность с/профилактория?

Согласно действовавшей в период с 1964 до 1994 (т.е. во время образования с/профилактория) ст. 23 ГК РСФСР, "юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде или в третейском суде".

В случае, если с/профилакторий является юридическим лицом, то он является либо учреждением, образованным предприятием, либо учреждением, образованным общественной организацией (профсоюзом).

Конкретный перечень юридических лиц, не подлежащий расширительному толкованию, указан в ст. 24 ГК РСФСР. В том числе в нем указаны: -учреждения, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правом распорядителей кредитов (абз.2 ч.1 ст.24 ГК РСФСР); -учреждения общественных организаций и их объединений, имеющие обособленное имущество и самостоятельный баланс, предусмотренные законодательством СССР и РСФСР (абз.4 ч.1 ст.24 ГК РСФСР). Поскольку рассматриваемый нами типовой с/профилакторий не состоял на госбюджете, а финансировался за счет средств государственного социального страхования, то к нему не применимо положение о государственном учреждении.

В качестве учреждения профсоюза с/профилакторий может быть юридическим лицом только при одновременном выполнении следующих условий:

  • (1) имеет обособленное имущество,
  • (2) самостоятельный баланс,
  • (3) должен быть предусмотрен законодательством.

Данная совокупность условий не выполняется по следующим основаниям.

Согласно Типовому положению о санаториях-профилакториях профсоюзов, утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 05.10.79 (далее - Типовое положение о с/профилакториях), с/профилакторий организуется в помещениях, предоставленных и оборудованных администрацией предприятия за счет предприятия (п.3,4 Типового положения о с/профилактории), никакого выделения имущества в пользу с/профилактория не предусмотрено.

Бухгалтерский учет, ведущийся в соответствии с инструкцией Центральной бухгалтерии ВЦСПС по бухгалтерскому учету в с/профилакториях профсоюзов от 1981 г., самостоятельного баланса не предусматривал.

Кроме того, что весьма важно, общая сумма ассигнований на содержание с/профилактория включалась в смету по социальному страхованию комитета профсоюза (п.23 Типового положения о с/профилактории), т.е. данный факт подтверждает отсутствие самостоятельной сметы (баланса) у с/профилактория.

Следствием несоблюдения первых двух указанных условий является то, что с/профилакторий не может считаться лечебно-профилактическим учреждением, обладающим статусом юридического лица.

Анализ нормативно правовых актов СССР, действовавших на момент создания с/профилактория, а также действующих в настоящее время нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что с/профилакторий является объектом социально-культурной сферы, находящимся на балансе предприятия.

Данный объект включает в себя две составляющие: - имущество, на базе которого осуществляется оздоровительная деятельность; - сотрудники, осуществляющие оздоровительную деятельность.

Указанный объект создан совместно предприятием и профсоюзной организацией в соответствии с действующими на момент создания с/профилактория нормативно-правовыми актами СССР, отражающими поставленные перед предприятием и профсоюзами руководящими органами государства и КПСС задачами (улучшение охраны здоровья населения, условий и охраны труда рабочих и служащих и пр.).

Предприятие и профсоюзная организация, создавая с/профилакторий и принимая Положение о нем, договаривались о том, каким образом будет осуществляться деятельность санатория-профилактория:

1) Имущество, на базе которого осуществляется деятельность по с/профилактическому обслуживанию (здания, помещения, сооружения, предназначенные для ведения оздоровительной работы среди рабочих и служащих предприятия), находится на балансе предприятия (п.28 Положения о правах профкома предприятия, организации, учреждения, утв. Указом Президиума ВС СССР от 27.09.71 (далее - Положение о правах профкома), п.3 Постановления ФСС РФ от 16.11.94 г. № 27, преамбула Рекомендаций о порядке финансирования расходов на содержание с/профилакториев за счет средств соцстрахования, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.05.96 г. № 62, п.1 Письма ФСС РФ от 19.03.97 г. № 25-и).

2) Данное имущество передается предприятием профсоюзу в бесплатной пользование для осуществления только оздоровительной деятельности. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование данного имущества производится за счет предприятия (п.28 Положения о правах профкома, п.3,4 Типового положения о с/профилактории).

3) Профсоюз, непосредственно осуществляя использование указанного имущества предприятия в целях проведения оздоровительной работы, создает (открывает) на базе этого имущества с/профилакторий (п.2 Типового положения о с/профилактории);

4) С/профилакторий находится в ведении комитета профсоюза и администрации предприятия и работает под их руководством - т.е. находится в совместном ведении предприятия и профсоюза (п.1 Типового положения о с/профилактории);

5) Профсоюз, непосредственно осуществляя использование имущества предприятия в целях проведения оздоровительной работы, в большей степени осуществляет руководство деятельностью с/профилактория, чем предприятие:

  • большее количество работников, входящих в штаты с/профилактория составляются из работников, осуществляющих непосредственно медицинскую деятельность и принимаются на работу профсоюзом, предприятие же принимает на работу только работников, осуществляющих деятельность по хозяйственному обслуживанию имущества с/профилактория (п.5 Типового положения о с/профилактории);
  • главврач с/профилактория утверждается в должности Советом профсоюзов по представлению профкома предприятия или Обкома профсоюза (п.6 Типового положения о с/профилактории);
  • общая сумма ассигнований на содержание с/профилактория включается в смету по социальному страхованию комитета профсоюза (п.23 Типового положения о с/профилактории);
  • комитет или совет профсоюза выдает доверенность главврачу и бухгалтеру с/профилактория на расходование средств (п.21 Типового положения о с/профилакториях);
  • контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью осуществляют ревизионная комиссия комитета профсоюза и соответствующие вышестоящие профсоюзные органы (п.25 Типового положения о с/профилактории).

Таким образом, санаторий-профилакторий - это лечебно-профилактическое учреждение, не являющееся юридическим лицом, т.е. объект социально-культурной сферы, находящийся на балансе предприятия и в совместном ведении предприятия и профсоюзной организации предприятия.

При этом необходимо иметь в виду, что с/профилакторий называется лечебно-профилактическим учреждением не в смысле учреждения - юридического лица (субъекта правовых отношений), а в смысле некоего объекта - образования, осуществляющего определенную медицинскую (оздоровительную) деятельность. Это объясняется практикой, существовавшей во время образования с/профилактория.

Санаторий-профилакторий - в качестве структурного подразделения.

Ранее, в соответствии с п.28 Положения о правах профкома (утв. Указом Президиума ВС СССР от 27.09.71), "помещения, предназначенные для ведения оздоровительной работы среди рабочих и служащих предприятия находятся на балансе предприятия и передаются в бесплатное пользование профком. Хозяйственное содержание, ремонт производится за счет предприятия".

Это означает, что передача помещений производилась непосредственно на основании указанного Положения.

Позднее, с момента принятия закона СССР "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" № 1818-1 от 10.12.90, предприятие должно передавать профсоюзам помещения в бесплатное пользование только на основании заключенного коллективного договора (ст.21). Аналогичная норма содержится и в ст. 28 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" № 10-ФЗ от 12.01.96.

В случае же, если действующий коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзом содержит только положения, согласно которым профсоюзу предоставляется несколько помещений для собственно профкома, и не содержит положений, регулирующих предоставление помещений и др. имущества для ведения оздоровительной работы (что типично для случая "брошенного" с/профилактория), предприятие оказывается не связано никакими обязательствами по отношению к профсоюзу в части передачи в его пользование имущества, предназначенного для ведения оздоровительной деятельности.

В этом случае предприятие в лице своего руководителя может принять решение об обратной передаче указанного имущества из пользования профсоюза и образовании на базе данного имущества подразделения предприятия - с/профилактория.

Одновременно с принятием указанного решения утверждается Положение о структурном подразделении предприятия - с/профилактории, в котором определяются все вопросы деятельности с/профилактория.

При этом трудовые отношения с работниками, непосредственно осуществляющими в настоящее время в с/профилактории оздоровительную деятельность, принятыми на работу профсоюзом, могут быть урегулированы путем перевода из профсоюза на предприятие (п.5 ст.29 КЗоТ РФ), либо путем расторжения трудового договора с профсоюзом в связи с сокращением численности (штата) работников профсоюза (п.1 ст.33 КЗоТ РФ), по соглашению работника и профсоюза (п.1 ст.29 КЗоТ РФ) и заключения нового трудового договора с предприятием.

Прежде всего необходимо отметить, что на с/профилакторий распространяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утв. Приказом Минздрава России от 03.11.99 № 395 (далее - Номенклатура). Это объясняется следующим.

Несмотря на то, что в ГК РФ понятие учреждения четко определено в качестве юридического лица, в Номенклатуре под учреждениями здравоохранения понимаются некие объекты здравоохранения, которые могут как быть, так и не быть юридическими лицами.

Например, согласно п.17 Примечания к Номенклатуре, женская консультация (код 1.6.3.) "может быть организована как самостоятельное учреждение или являться структурным подразделением родильного дома, поликлиники или амбулатории".

Кроме того, в Номенклатуре предусмотрены объекты, которые по своей сути не могут быть юридическими лицами - клиники учреждений и организаций (коды 1.8.1. и 1.8.2.).

Исходя из сказанного, с/профилакторий предприятия, не являясь юридическим лицом, подпадает под код 1.7.9., присвоенный в указанной Номенклатуре санаториям-профилакториям.

Вследствие этого даже в случае вхождения с/профилактория в состав предприятия в качестве структурного подразделения в отношении работников с/профилактория будут действовать все надбавки, установленные для работников учреждений здравоохранения, перечисленных в Номенклатуре.

Оплата труда работников

Вопросы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, которые включены в Номенклатуру, регулируются Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ, утв. Приказом Минздрава РФ от 15.10.99 № 377 (далее - Положение).

В соответствии с преамбулой указанного Положения, оно применяется при определении зарплаты работников учреждений здравоохранения системы Минздрава РФ, находящихся на бюджетном финансировании. Это означает, что данное Положение не распространяется на с/профилакторий автоматически. Для регулирования вопросов профессиональных надбавок, пенсий и т.п. необходим акт соответствующего ведомства, в котором бы делалась отсылка к Положению.

Так, например, ФСС РФ, в настоящее время регулирующий вопросы оплаты труда с/профилактория, в Постановлении № 62 рекомендовал использовать Приказ Минздравмедпрома России от 20.02.95 № 35 "Об оплате труда работников здравоохранения РФ" (в настоящее время вместо него действует указанное выше Положение, которое фактически повторило утвержденное Приказом № 35, с соответствующими изменениями и дополнениями).

Права главного врача с/профилактория перераспределять штаты с/профилактория, финансируемые за счет средств социального страхования в пределах средств по ФЗТ, устанавливать в пределах ФЗТ надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда являются правами руководителя учреждения - самостоятельного юридического лица.

В случае вхождения с/профилактория в состав предприятия в качестве структурного подразделения указанные права будут осуществляться руководителем предприятия, так как главный врач с/профилактория потеряет статус руководителя лечебно-профилактического учреждения и приобретет лишь статус руководителя структурного подразделения предприятия (например, заместителя руководителя предприятия по санаторно-профилактическому обслуживанию).

Однако, учитывая специфичность данных вопросов, проекты решений указанных вопросов могут направляться заместителем руководителя предприятия по санаторно-профилактическому обслуживанию для окончательного согласования руководителю предприятия.



На Главную

Жду Ваши письма и предложения: sukhadol@yandex.ru



Используются технологии uCoz