Возможные последствия покупки ценных бумаг за рубежом в крупном размере
ж. "Управление собственностью", № 4, 2001, стр. 13-20
(статья опубликована в несколько измененном виде, здесь выложен оригинал)

1. Постановка вопроса.
2. Предмет и сумма покупки.
3. Обязанность по уведомлению налоговых органов.
4. Налогообложение.
5. Проверка налоговыми органами.
6. Проверка налоговой полицией.
7. Контроль со стороны банка.
8. Идентификация дохода, полученного в результате правонарушения.
9. Проверка работодателя и иных третьих лиц.
10. Привлечение к ответственности (основные положения).
11. Дополнительные замечания.
12. Заключение.



1. Постановка вопроса.  ^ 

  С 07.07.2001 физические лица-резиденты могут без ограничений осуществлять переводы "иностранной валюты в РФ и из РФ на сумму, не превышающую 75 тысяч долларов США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом-резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом-резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги.
  Указанные переводы осуществляются физическим лицом-резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе физическим лицом-резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица-резидента, приложив банковские выписки по указанному счету".
  Указанное право введено п.3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 31.05.2001 № 72-ФЗ, внесшим изменения в п.2 ст.6 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 № 3615-1 (далее - Закон о валютном регулировании).

  При формальном прочтении Закона о валютном регулировании, физическое лицо при переводе денежных средств за границу должно совершить следующие действия:
  1) Открыть счет в уполномоченном банке.
  2) Зачислить на указанный счет необходимую сумму в иностранной валюте.
  3) Дать поручение банку о переводе денежных средств в валюте, при этом указав цель - оплата ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.
  4) Уведомить налоговый орган о совершении перевода иностранной валюты из РФ в оплату ценных бумаг в течение 10 рабочих дней с даты осуществления перевода с приложением банковской выписки по счету, с которого был произведен платеж. Датой осуществления перевода, представляется, следует считать день, в который были списаны денежные средства со счета физического лица.

  Возникает вопрос: имеются ли какие-либо ограничения, возможно ли возникновение проблем у физического лица при переводе им иностранной валюты?
  Сразу отметим, что далее будем рассматривать физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и при этом не осуществляющее систематическую куплю-продажу ценных бумаг, так что его нельзя рассматривать как осуществляющего предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации. В противном случае, если физическое лицо занимается куплей-продажей ценных бумаг систематически, но не зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, то к нему могут быть применены меры наказания вплоть до лишения свободы на срок до трех лет (см. п. 10 настоящей Статьи).


2. Предмет и сумма покупки.  ^ 

  а. Предмет покупки.
  
  Согласно п.1 ст.142 ГК РФ, ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре, обычном или компьютеризованном (п.2 ст.142 ГК РФ).
  Ценные бумаги являются объектом гражданских прав (ст.128 ГК РФ), относятся к движимому имуществу (п.2 ст.130 ГК РФ).
  В целях валютного законодательства установлен закрытый перечень объектов, являющихся ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте. А именно, таковыми являются (подп."б" п.4 ст.1 Закона о валютном регулировании):
  - платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), - эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации),
  - ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки).
  - опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг,
  - долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте (понятие "долговые обязательства" законодательством прямо не определено и нами подробно не рассматривается).

  б. Сумма покупки.
  
  Обращаем внимание, что формулировка статьи Закона о валютном регулировании не дает однозначно определенного ответа на вопрос о том, можно ли в течение года осуществлять переводы на 75000$ в РФ и, независимо от этих переводов, из РФ на 75000$ либо общая сумма переводов, включая переводы и в РФ, и из РФ, должна составить не более 75000$.
  По нашему мнению, указанную фразу следует понимать как разрешающую переводы на общую сумму, не превышающую 75000$.


3. Обязанность по уведомлению налоговых органов.  ^ 

  Согласно п.2 ст.6 Закона о валютном регулировании, "при переводе физическим лицом-резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица-резидента, приложив банковские выписки по указанному счету".

  Т.е., и у физического лица, и у банка возникает обязанность по уведомлению налогового органа при осуществлении каждого такого перевода, независимо от размера платежа.
  Механизм "двойного" уведомления налоговых органов (со стороны самого физического лица и со стороны банка) делает очень сложным "обход" этого требования, т.к. банки подвергаются достаточно жесткому контролю со стороны ЦБ РФ и в случае нарушения валютного законодательства к банку-нарушителю применяются жесткие санкции.

  В случае невыполнения физическим лицом данной обязанности имеется риск применения п.1 ст.14 Закона о валютном регулировании о взыскании в доход государства всего полученного по сделке, заключенной в нарушение положений Закона о валютном регулировании. При этом под сделкой органы валютного контроля почти наверняка будут понимать не собственно уведомление налоговых органов, а в целом приобретение прав на ценные бумаги с последующим уведомлением налоговых органов. Взыскание же "полученного" понимается как штраф в размере "уплаченного".
  По нашему мнению, указанный подход к взысканию является небесспорным, но доказывать свою правоту, даже в судебном порядке, будет непросто.


4. Налогообложение.  ^ 

  а.
  Ввоз на территорию РФ документарных ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей - обложению НДС не подлежит (подп.10 п.1 ст. 150 НК РФ).

  б.
  У налогоплательщика при приобретении ценных бумаг может появиться доход в виде материальной выгоды (подп.3 п.1 ст.212 НК РФ). В этом случае налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (п.4 ст.212 НК РФ).
  Порядок определения рыночной цены ценных бумаг и предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг должен устанавливаться федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг. В настоящее время данный порядок не установлен.

  в.
  Дивиденды и проценты, получаемые от иностранной организации, за исключением полученных от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ, относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп.1 п.3 ст.208 НК РФ).
  Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой такой выплате по ставке 30% (п.3 ст.224, подп.1 п.1 ст.214 НК РФ).
  При этом физическое лицо, получающее дивиденды, вправе уменьшить сумму налога, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, в том случае, если источник дохода находится в государстве, с которым заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения (подп.1 п.1 ст.214 НК РФ).

  Физические лица-налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников, находящихся за пределами РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.3 ст.228, п.1 ст.229 НК РФ).
  Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.228 НК РФ).
  При этом в случае прекращения выплат (дивидендов и иных доходов от источников за пределами РФ), до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде (п.3 ст.229 НК РФ).


5. Проверка налоговыми органами.   ^ 

  5.1.
  Налоговые органы вправе контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам (подп.10 п.1 ст.31 НК РФ).
  При этом к имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся, в том числе, акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты (подп.3 п.2 ст.86.1 НК РФ)
  Указанный контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию сделок с ценными бумагами (п.3 ст.86.1, п.3 ст.86.2 НК РФ).
  В рассматриваемой ситуации, если происходит купля-продажа зарубежных именных ценных бумаг, то регистрацию осуществляет зарубежное лицо, на которого юрисдикция НК РФ не распространяется. Следовательно, информация о регистрации от него в налоговые органы России поступать не будет. Однако, согласно п. 3 настоящей Статьи, информация о сделке с ценными бумагами в налоговые органы все равно поступит.
  Несмотря на то, что данный порядок контроля за расходами физических лиц не вполне соответствует п.3 ст.86.1 НК РФ, по нашему мнению, это не будет являться существенным нарушением процедуры получения информации.

  5.2.
  В случае, если предметом покупки являются акции открытых акционерных обществ (Формально понятие открытого акционерного общества, согласно ст. 11 НК РФ, относится к российским акционерным обществам (ст.97 ГК РФ), однако на практике термин может толковаться и как относящийся к иностранным обществам - например, к английской публичной компании с ограниченной ответственностью) или сберегательные сертификаты, Налоговые органы проводят сравнение данных о расходах с декларированными доходами физического лица. Если окажется, что произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, то налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества (п.1 ст.86.3 НК РФ).
  При получении указанного требования, физические лица обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа (п.2 ст.86.3 НК РФ).
  Форма специальной декларации утверждена Приказом МНС РФ "Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица" от 02.12.99 № АП-3-08/379.
  После изучения специальной декларации и приложенных документов, если налоговые органы посчитают, что представленные документы не подтверждают в полной мере наличие доходов для произведения соответствующих расходов, то они могут:
  - подать исковое заявление о взыскании недоимки и налоговой санкции в суд общей юрисдикции, исходя из предполагаемого уровня недекларированных доходов (ст.104 НК РФ);
  - дополнительно провести выездную проверку физического лица-налогоплательщика (см. п.5.3 настоящей Статьи);
  - направить материалы в налоговую полицию (см. п.6 настоящей Статьи).

  Отметим, что в случае, если предметом покупки не являются акции открытых акционерных обществ или сберегательные сертификаты, то в этом случае налоговые органы не вправе применить процедуру налогового контроля за расходами физического лица, предусмотренную ст.86.3 НК РФ (составление акта, требование пояснений об источниках и т.п.), поскольку расходы не относятся к контролируемым. Тем не менее, если на основании поступивших в налоговые органы сведений налоговые органы обнаружат, что произведенные расходы превышают заявленные физическим лицом доходы, то высока вероятность того, что налоговые органы назначат проведение налоговой проверки либо передадут материалы в налоговую полицию.

  5.3.
   Налоговые органы формально (ст.87 и 89 НК РФ) могут провести выездную налоговую проверку налогоплательщика.
  В настоящее время ее проведение обычно применяется только для проверок юридических лиц и граждан-предпринимателей (см, например, Порядок назначения выездных налоговых проверок, утв. Приказом МНС РФ от 08.10.99 № АП-3-16/318).
  Более того, в ст.100 НК РФ предусмотрены подписание и передача Акта налоговой проверки руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) и не предусмотрены его подписание и передача гражданину-непредпринимателю (см. также Инструкцию МНС РФ "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" от 10.04.2000 № 60, содержащую аналогичные формулировки ("По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей Инструкции, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями" - п.1.1. Инструкции МНС РФ № 60; "Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям)" - п. 1.7. Инструкции МНС РФ № 60)).
  Тем не менее, имевшаяся ранее формулировка в ст.87 НК РФ о том, что "выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей" была заменена Федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ на "..выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов", что означает включение гражданина-непредпринимателя в категорию субъектов, проверяемых выездной налоговой проверкой.
  При этом для граждан-непредпринимателей порядок и цели выездной налоговой проверки представляются достаточно неопределенными, и, по-видимому, могут заключаться в осмотре, истребовании и, при необходимости, выемке каких-либо документов и предметов (ст. 92-94 НК РФ).

  По результатам налоговой проверки, при обнаружении налогового правонарушения, налоговые органы могут
  - подать исковое заявление о взыскании недоимки и налоговой санкции в суд общей юрисдикции (ст.104 НК РФ);
  - направить материалы в налоговую полицию (см. п.6 настоящего Статьяа).
  Отметим, что если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика в рамках встречной проверки (ст.87 НК РФ), в том числе и у работодателя или иного источника дохода рассматриваемого физического лица (см. также п.9 настоящей Статьи).


6. Проверка налоговой полицией.  ^ 

  Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (см. п. 10 настоящей Статьи), обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п.3 ст.32 НК РФ, ст.9 Федерального закона "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.93 № 5238-1).
  Такими фактами являются, в том числе, уклонение от уплаты гражданином налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере свыше 200 минимальных размеров оплаты труда (Т.е. в размере свыше 20000 рублей или примерно 670$ по курсу 1:30.) (п.1 "Порядка передачи материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах в федеральные органы налоговой полиции", утв. Приказом ФСНП РФ № 409, МНС РФ № АП-3-16/359 от 15.11.1999).
  По поступившим материалам в трехдневный срок орган налоговой полиции принимает решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности (ст. 109 УПК РСФСР).

  К основным правам и обязанностям Федеральной службы налоговой полиции относятся (п.2 ст.36 НК РФ, ст.10, 11 Федерального закона "О федеральных органах налоговой полиции"):
  - осуществление оперативно-розыскной деятельности (включая наблюдение, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и иные действия, регулируемые Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 № 144-ФЗ);
  - проведение дознания и предварительного следствия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов;
  - осуществление производства по делам о налоговых преступлениях и нарушениях.
  Конкретный перечень мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности, достаточно широк и в настоящей Статье не рассматривается.

  Следует иметь в виду, что при получении от налоговых органов информации о крупной покупке физическим лицом ценных бумаг за рубежом, налоговая полиция может провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий по проверке легальности получения соответствующих доходов даже при отсутствии формальных признаков наличия признаков преступления законодательства о налогах и сборах. Причем эти мероприятия могут быть проведены не только в отношении самого физического лица, но и в отношении лиц, от которых оно получало денежные средства.
   Отметим также, что в соответствии с подп. 4 п.2 ст. 36 НК РФ органы налоговой полиции полномочны по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках. В этой ситуации взаимодействие налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции регулируется п. 2 Письма МНС РФ от 05.10.1999 № АС-6-16/784, ФСНП РФ от 10.09.1999 № АА-3107.


7. Контроль со стороны банка.  ^ 

  ЦБ РФ рекомендовал банкам осуществлять повышенный контроль за определенными операциями клиентов в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации, утв. Письмом ЦБ РФ от 03.07.97 № 479.
  Операция физических лиц с ценными бумагами может быть отнесена к подозрительной и требующей повышенного внимания, в частности, если ее сумма при разовом или неоднократном (в течение одного месяца) совершении равна или превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, и входит в перечень следующих операций (п.2, 4 раздела II):
  а) списание денежных средств в пользу юридического (физического) лица, имеющего местонахождение (местожительство) и/или являющегося владельцем счета в банке, зарегистрированном в регионах (в том числе в оффшорных и свободных экономических зонах, а также регионах с нестабильной политической и экономической ситуацией или связанных с производством наркотических веществ), с которыми осуществляющее операции лицо не имеет устойчивых коммерческих контактов;
  б) предложение необычно высокой комиссии за посредничество в осуществлении операций с ценными бумагами;
  в) единовременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам, а также другие сделки, связанные с манипулированием ценами на рынке ценных бумаг;
  г) осуществление операций, при которых один и тот же финансовый инструмент (например, пакет ценных бумаг) многократно продается и затем выкупается в сделках с одной и той же стороной;
  д) регулярный дефицит или регулярный приток денежных средств при расчетах по операциям на срочных рынках;
  е) проведение операций с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях.
  Приведенный перечень подозрительных операций является примерным и может дополняться каждым банком самостоятельно. Кроме того, банк должен разработать документ о выявлении и действиях при обнаружении необычной или подозрительной деятельности клиента. В частности, необычная или подозрительная деятельность может включать движение средств по счету, не соответствующее деятельности клиента; операции с использованием средств свыше определенных пороговых значений; использование счета в качестве транзитного или частые переводы (п.4.1 Всеобщих директив по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы), Приложение к Письму ЦБ РФ от 15.02.2001 № 24-Т).
  Банк также имеет возможность воздержаться от проведения подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций.


8. Идентификация дохода, полученного в результате правонарушения.  ^ 
  Совсем недавно принят Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 07.09.2001 № 115-ФЗ (далее - Закон о легализации) (Данный закон разработан в рамках Европейской Конвенции "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" от 08.11.90, подписанной РФ 07.05.99, но пока еще не ратифицированной. Хотя в целом Конвенции направлена на международное сотрудничество, но она содержит и обязательства участников по принятию необходимых мер для идентификации, розыска и конфискации дохода, полученного в результате уголовных правонарушений).
  Согласно ст.6 указанного Закона о легализации, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (По курсу 1:30 это равно ~17.000$, т.е. существенно меньше предусмотренного Законом порога в 75.000$), а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов /перечислены только некоторые/:
  - зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации и подлежит опубликованию;
  - зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию;
  - перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца;
  Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган (Пока неизвестно, будет ли создан новый федеральный орган исполнительной власти либо произойдет наделение дополнительными полномочиями одного из уже существующих органов) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (п.3 ст.6 Закона о легализации).
  Кроме того, эти организации направляют в уполномоченный орган сведения об иных операциях, не указанных выше, относительно которых у этих организаций на основании имеющейся информации (документов) возникают подозрения, что операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (п.3 ст.7 Закона о легализации).

  Таким образом, Закон о легализации предусматривает введение дополнительного контроля за проводимыми операциями. Тем не менее, описанные мероприятия начинают проводиться только с 01.02.2002 (ст. 16 Закона о легализации).
  Также следует иметь в виду, что в Законе о легализации говорится о размере отдельных операций, а не о суммарной их величине за некоторый промежуток времени. Т.е. даже при постоянном осуществлении вышеперечисленных операций каждый раз в размере меньшем 600 000 рублей, у осуществляющих операции организаций будет только право, но не обязанность, сообщать в уполномоченный орган.


9. Проверка работодателя и иных третьих лиц.  ^ 
  Следует иметь в виду, что поступившая в налоговые органы информация о покупке может явиться причиной проверки не только физического лица, но и иных лиц, от которых данное физическое лицо получило денежные суммы. Причем не только в рамках встречной проверки, но и в рамках отдельной самостоятельной проверки.


10. Привлечение к ответственности (основные положения).  ^ 
  В случае, если в результате проверок доходов физического лица будет доказано уклонение физического лица от уплаты налога или взноса в государственные внебюджетные фонды путем непредставления декларации, представления искаженных данных либо иными способами, совершенное в размере, превышающем 200 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), то возможно наказание в виде (п.1 ст.198 УК РФ):
  - штрафа в размере от 200 до 700 МРОТ или - в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо - ареста на срок от 4 до 6 месяцев, либо
  - лишения свободы на срок до 2 лет.
  При этом лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные ст.198 УК РФ, а также статьями 194 или 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб (Примечание № 2 к ст. 198 УК РФ).

  В случае, если лицо будет систематически заниматься куплей-продажей ценных бумаг, то такая деятельность подпадает под определение предпринимательской (п.1 ст.2 ГК РФ), что влечет требование регистрации в качестве предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило ущерб свыше 200 МРОТ гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в размере свыше 200 МРОТ, наказывается (ст.171 УК РФ)
  - штрафом в размере от 300 до 500 МРОТ или - в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 месяцев, либо - обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо - арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо
  - лишением свободы на срок до 3 лет.

  Сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, налог с которых превышает 50 МРОТ (ст. 162.2 УК РФ)
  - наказывается штрафом в сумме до 350 МРОТ.

  Уклонение от явки в органы налоговой службы для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме, а равно непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов налоговой службы (ст.162.3. УК РФ)
  - наказываются штрафом в сумме от 100 до 150 МРОТ.

  Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (ст.174 УК РФ)
  - наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или - в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев либо - лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 100 МРОТ или
  - в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового.

  Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст.119 НК РФ)
  - влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

  Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) (ст.122 НК РФ)
  - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

  Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (ст.126 НК РФ)
  - влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

  Уголовная ответствен ность может быть применена и к должностным лицам организации-работодателя, если в ходе проверок выяснится факт уклонения от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, если сумма неуплаченных налогов и/или взносов превышает 1000 МРОТ (ст.199 УК РФ)
  - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо
  - арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо
  - лишением свободы на срок до 4 лет.

  Следует также иметь в виду, что лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки (п.1 ст. 78 УК РФ):
  - два года после совершения преступления небольшой тяжести (Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы - п.2 ст. 15 УК РФ);
  - шесть лет после совершения преступления средней тяжести (Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает два года лишения свободы - п.3 ст. 15 УК РФ).


11. Дополнительные замечания.  ^ 

  а.
   Форма договора.
  Форма внешнеэкономических сделок, совершаемых российскими юридическими лицами и гражданами, независимо от места совершения этих сделок определяется законодательством Союза ССР (ст.165 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик)
  Российское законодательство требует, чтобы внешнеэкономический договор купли-продажи был составлен в простой письменной форме, при этом несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность (п.3 ст.162 ГК РФ, п.2 Обзора судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.98 № 29).
  Признание сделки недействительной может явиться основанием признания перевода денежных средств из РФ необоснованным и, следовательно, противоречащим Закону о валютном регулировании. Это может повлечь применение ст.14 Закона о валютном регулировании (см. п.3 Обзора).

  б.
   Подтверждение исполнения договора.
  Несмотря на то, что в законе прямо не говорится о необходимости подтверждения надлежащего исполнения сделок, связанных с переходом прав на ценные бумаги, считаем необходимым иметь подтверждение о том, что договор купли-продажи (иная сделка) исполнен надлежащим образом, т.е. что не было необоснованного перевода денег за границу.
  Таким подтверждением может быть, например, выписка из реестра, подтверждающую переход права собственности на ценные бумаги. При этом, поскольку выписка предоставляется на иностранном языке, то целесообразно подготовить нотариально заверенный перевод текста на русский язык.

  в.
   Уведомление ФКЦБ.
  Согласно ст.29 Федерального закона РФ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-ФЗ, "о совершенных сделках по приобретению российскими владельцами ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами, сторонам по сделке также надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг".
  К настоящему времени нормативными документами порядок такого уведомления не установлен.
  Кроме того, возможность применения санкций за невыполнение указанного требования предусмотрена только по отношению к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, например, в виде приостановления или аннулирования лицензии (п.4, 10 ст.44 Федерального закона РФ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-ФЗ).

  г.
  Расчеты через оффшоры.
  Уполномоченные банки вправе устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, зарегистрированными на территориях, указанных в Приложении 1 к Указанию ЦБ РФ "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" № 500-У от 12.02.99, только если они удовлетворяют определенному кредитному рейтингу либо имеют размеры собственных средств и уставного капитала не менее суммы, эквивалентной 100 млн. евро. При этом во втором случае банк-нерезидент должен представить следующие документы (п.2 Указания ЦБ РФ "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)" от 26.09.99 № 634-У):
  - копии аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности банка-нерезидента с приложением баланса и отчета о прибыли и убытках банка-нерезидента за последние три года деятельности;
  - документа, подтверждающего наличие у банка-нерезидента постоянного офиса по местонахождению банка-нерезидента.

  д.
  Счет в уполномоченном банке.
  Согласно п. 1 ст. 5 Закона о валютном регулировании, резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.
  Уполномоченным банком является кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций в иностранной валюте (п.1.4. Указания ЦБ РФ "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)" от 26.09.99 № 634-У).

  Приобретение валюты физическим лицом-резидентом для зачисления на счет в иностранной валюте может производиться как в обменных пунктах (см. Инструкцию ЦБ РФ от 27.02.1995 № 27), так и в безналичном порядке через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке за счет средств на рублевых счетах в кредитных организациях (п.1.16 Приказа ЦБ РФ "Об утверждении положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24.04.96 № 02-94).

  ж.
  Получение дивидендов.
  Согласно подп."в" п.9 ст. 1 Закона о валютном регулировании, переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам и инвестициям относятся к текущим валютным операциям, в связи с чем осуществляются без ограничений (п.1 ст.6 Закона о валютном регулировании).


12. Заключение.  ^ 
  Таким образом, при приобретении физическим лицом ценных бумаг за рубежом в крупном размере, о его возможности тратить такие крупные суммы будут знать налоговые и иные органы (например, налоговая полиция), которые будут осуществлять проверку физического лица на предмет легальности соответствующих доходов.
  Соответственно, основные неблагоприятные последствия у физического лица, осуществляющего приобретение в крупном размере ценных бумаг за рубежом, могут возникнуть в случае использования на эти цели неофициально либо незаконно оформленных сумм, а также, если физическое лицо не уведомит налоговые органы о переводе денежных средств либо не докажет, что перевело средства именно в оплату ценных бумаг.



На Главную

Жду Ваши письма и предложения: sukhadol@yandex.ru



Используются технологии uCoz