Обо мне |
Работа |
Конкурс |
Полезное |
Ссылки |
Карта сайта |
||||||||
|
|||||||||||||
|
Что такое конкурс? В последнее время много говорится о том, что те или иные договоры должны (или могут) заключаться на конкурсной основе. Из разговоров с людьми выясняется, что многие хотели бы узнать более подробно о порядке их проведения, о действующем законодательстве и т.д. и т.п. Данный раздел сайта посвящен некоторым аспектам профессионального проведения конкурсов, а также содержит некоторую общую вводную информацию. Что такое конкурс? В нормативных актах прямого определения нигде не содержится. Из ст.447 ГК РФ следует, что конкурс - это способ выбора лица, предложившего наилучшие условия. Данное определение согласуется с пониманием Толкового словаря русского языка, согласно которому конкурс - это "соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы".
Тем не менее, приведенное определение слишком общее. Например, не понятно, в чем именно данный способ заключается. По этой причине очень многие авторы и издания формируют свои определения конкурса. Для себя я сформулировал следующее определение:
Такое определение раскрывает суть конкурса и показывает его процедуру более подробно, чем, например, Экономический словарь, который определяет конкурс как Между тем, первый тип указанных в Экономическом словаре конкурсов является по своей сути принудительным. Далее рассматривать их не будем (хотя, возможно, позднее опишу и их). Отметим, что в ст. 447 ГК РФ термин конкурс используется в качестве одной из разновидностей торгов. При этом указывается, что "торги проводятся в форме конкурса или аукциона. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия". Сразу отметим также, что часто употребляемый в литературе (а иногда и в нормативных документах) термин тендер ("tender") является просто зарубежным аналогом российского термина конкурс. Следует учитывать, что в ГК РФ говорится именно о конкурсе, а термин тендер отсутствует.
Наиболее типовой ответ выглядит следующим образом: за счет привлечения большого числа возможных контрагентов резко повышается конкуренция и появляется возможность заключить договор на таких условиях, на которые в обычной ситуации контрагент никогда бы не согласился. Например, заключение договора путем проведения конкурса может привести к очень существенному снижению цены договора. Классифицировать конкурсы можно по-разному. Например,
Примечание: В России возникновение аналогов современного конкурса (публичных торгов) относится к XVII веку. Тем не менее, в те дальние годы углубляться не будем, а желающие могут посмотреть статью Е.Гончарова "История торгов в России XVII - XVIII вв.", опубликованную в ж."Конкурсные торги" № 8 за 1998 г., и свободно распространяемую в виде pdf файла. Собственно понятие конкурса известно российскому законодательству очень давно. Но при этом конкурсы проводились не для заключения какого-либо договора, а просто для выбора наилучшего в своей области: например, проводились различные музыкальные конкурсы (см., например, Постановление Совмина СССР "О международном конкурсе имени П.И. Чайковского" от 26.04.1958 № 463) или конкурсы на замещение вакантной должности. То есть это то, что обычно подпадает не под понятие "торги", а под понятие "публичный конкурс" (статьи 1057-1061 ГК РФ). В 80-х годах уже начали проводиться подрядные торги в строительной отрасли, при этом советские организации принимали участие и в международных тендерах. Тем не менее, тогда в России еще не было целостной конкурсной системы размещения заказов даже для государственных нужд. Постепенно она начала формироваться только в начале 90-х. Так, например, принятый в 1994 году ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13.12.94 № 60-ФЗ указывал, что "государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов" (пункт 5 статьи 3). Однако институт проведения массовых закупок для государственных нужд путем проведения конкурса фактически начал формироваться только с выходом Указа Президента РФ № 305 от 08.04.97. В этом Указе были впервые в таком масштабе (естественно, речь идет только о Российской Федерации) были сформулированы возможные варианты и порядок проведения закупок для государственных нужд. Этими вариантами являются несколько видов конкурса (открытый и закрытый, с предварительным отбором и без него), а также способ запроса котировок и способ закупки у единственного источника. В развитие Указа Министерством экономики 09.07.97 были утверждены и распространены Письмом от 11.08.97 № 4-402 следующие документы:
На этом эпоха Указа подходит к концу в связи с принятием Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 06.05.99 № 97-ФЗ. Особенность данного Федерального закона состоит в том, что он регулирует не любые отношения по закупкам товаров для государственных нужд, а только закупки путем проведения конкурса. В этой части положения Указа, противоречащие Закону, являются в настоящее время недействующими. Тогда как регулирование закупок способами запроса котировок и закупки из единственного источника сохранилось в соответствии с Указом. В результате порядок проведения конкурса при закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд достаточно жесток регламентирован. Еще более жестко и детально урегулированы закупки, проводимые дорожниками и строителями. Хотя, к сожалению, терминология и порядок проведения местами противоречат закону, но критикой этой специфической области я готов заняться только при наличии прямого на то запроса J
Для "обычных" же конкурсов, проводимых коммерческими структурами, фактически единственной нормативной базой остается Гражданский кодекс, а точнее, статьи 447-449. И, конечно же, здравый смысл Однако, это не означает, что проводить конкурсы в этой ситуации намного проще. Особенно, когда потом по результатам неграмотно проведенных конкурсов в результате судебных исков можно потерять не только контракт, но и деньги. И не государственные, а свои личные...
.
| ||||||||||||
|