Обо мне
Работа
Конкурс
Полезное
Ссылки
Карта сайта
 
 

 

 

Конкурс
  Понятие
  Цель проведения
  Классификация
  История
Публикации
  Мои
  Иные
Книга
Лекции, семинары
Законодательство
Ресурсы Интернет
 

Что такое конкурс?


В последнее время много говорится о том, что те или иные договоры должны (или могут) заключаться на конкурсной основе. Из разговоров с людьми выясняется, что многие хотели бы узнать более подробно о порядке их проведения, о действующем законодательстве и т.д. и т.п.

Данный раздел сайта посвящен некоторым аспектам профессионального проведения конкурсов, а также содержит некоторую общую вводную информацию.

понятие

Что такое конкурс? В нормативных актах прямого определения нигде не содержится. Из ст.447 ГК РФ следует, что конкурс - это способ выбора лица, предложившего наилучшие условия. Данное определение согласуется с пониманием Толкового словаря русского языка, согласно которому конкурс - это "соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы".

Тем не менее, приведенное определение слишком общее. Например, не понятно, в чем именно данный способ заключается. По этой причине очень многие авторы и издания формируют свои определения конкурса. Для себя я сформулировал следующее определение:
конкурс - это способ заключения контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при котором организатор конкурса заранее определяет условия проведения конкурса и основные условия будущего договора, критерии и процедуры подачи конкурсных предложений (конкурсных заявок) и выбора победителя (победителей), и затем из числа подавших конкурсное предложение выбирает победителя (победителей), который предложил наилучшие условия и при этом который оформил и подал конкурсное предложение (конкурсную заявку) в соответствии с установленными процедурами и отвечает предъявляемым требованиям.

Такое определение раскрывает суть конкурса и показывает его процедуру более подробно, чем, например, Экономический словарь, который определяет конкурс как
1. в западном торговом праве это порядок удовлетворения претензий кредиторов к несостоятельному должнику. Он состоит в передаче в судебном порядке имущества должника под управление специальной комиссии, так называемому конкурсному управлению. Последнее занимается рассмотрением требований кредиторов. Экономическая деятельность предприятия после К. прекращается, предприятие ликвидируется, а ликвидационная сумма равномерно распределяется между кредиторами;
2. соревнование, цель которого выделить наилучших из числа его участников. Например, при заключении договоров на создание научно-технической продукции определенного качества, заказчик, как правило, объявляет К. среди потенциальных исполнителей. Заказ передается победителю К.

Между тем, первый тип указанных в Экономическом словаре конкурсов является по своей сути принудительным. Далее рассматривать их не будем (хотя, возможно, позднее опишу и их).

Отметим, что в ст. 447 ГК РФ термин конкурс используется в качестве одной из разновидностей торгов. При этом указывается, что "торги проводятся в форме конкурса или аукциона. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия".

Сразу отметим также, что часто употребляемый в литературе (а иногда и в нормативных документах) термин тендер ("tender") является просто зарубежным аналогом российского термина конкурс. Следует учитывать, что в ГК РФ говорится именно о конкурсе, а термин тендер отсутствует.

цель проведения

Наиболее типовой ответ выглядит следующим образом: за счет привлечения большого числа возможных контрагентов резко повышается конкуренция и появляется возможность заключить договор на таких условиях, на которые в обычной ситуации контрагент никогда бы не согласился. Например, заключение договора путем проведения конкурса может привести к очень существенному снижению цены договора.
Согласно статистике, несмотря на кажущуюся сложность заключения договоров путем проведения конкурсов, и на необходимость некоторых дополнительных финансовых затрат на их подготовку и проведение, экономическая выгода от заключения договоров путем проведения конкурсов составляет в среднем порядка 8-12 процентов, но может достигать и 30 и более процентов.
Что касается участников конкурса, то за счет участия в различных конкурсах они имеют возможность серьезно увеличить свою долю соответствующего рынка и расширить географические рамки своей деятельности.

классификация

Классифицировать конкурсы можно по-разному. Например,

  • по кругу участников:
    • открытые (может участвовать любое лицо);
    • закрытые (могут участвовать только специально приглашенные лица);
    • с ограниченным участием (круг участников не определен, но ограничен страной, наличием специального допуска и т.п.);
  • по допустимости изменения конкурсных требований к продукции в процессе обсуждения конкурсных заявок между организатором и участниками:
    • одноэтапные (переговоры запрещены);
    • двухэтапные (переговоры допускаются);
  • по процедуре допуска к конкурсу:
    • без предварительного (квалификационного) отбора;
    • с предварительным (квалификационным) отбором.

немного истории

Примечание: В России возникновение аналогов современного конкурса (публичных торгов) относится к XVII веку. Тем не менее, в те дальние годы углубляться не будем, а желающие могут посмотреть статью Е.Гончарова "История торгов в России XVII - XVIII вв.", опубликованную в ж."Конкурсные торги" № 8 за 1998 г., и свободно распространяемую в виде pdf файла.

Собственно понятие конкурса известно российскому законодательству очень давно. Но при этом конкурсы проводились не для заключения какого-либо договора, а просто для выбора наилучшего в своей области: например, проводились различные музыкальные конкурсы (см., например, Постановление Совмина СССР "О международном конкурсе имени П.И. Чайковского" от 26.04.1958 № 463) или конкурсы на замещение вакантной должности.

То есть это то, что обычно подпадает не под понятие "торги", а под понятие "публичный конкурс" (статьи 1057-1061 ГК РФ).

В 80-х годах уже начали проводиться подрядные торги в строительной отрасли, при этом советские организации принимали участие и в международных тендерах. Тем не менее, тогда в России еще не было целостной конкурсной системы размещения заказов даже для государственных нужд.

Постепенно она начала формироваться только в начале 90-х.

Так, например, принятый в 1994 году ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13.12.94 № 60-ФЗ указывал, что "государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов" (пункт 5 статьи 3).

Однако институт проведения массовых закупок для государственных нужд путем проведения конкурса фактически начал формироваться только с выходом Указа Президента РФ № 305 от 08.04.97.

В этом Указе были впервые в таком масштабе (естественно, речь идет только о Российской Федерации) были сформулированы возможные варианты и порядок проведения закупок для государственных нужд. Этими вариантами являются несколько видов конкурса (открытый и закрытый, с предварительным отбором и без него), а также способ запроса котировок и способ закупки у единственного источника.

В развитие Указа Министерством экономики 09.07.97 были утверждены и распространены Письмом от 11.08.97 № 4-402 следующие документы:

  • Порядок согласования закупки товаров, работ и услуг путем проведения закрытых торгов (конкурса) и размещения заказа у единственного источника (поставщика);
  • Порядок рассмотрения в Минэкономики России жалоб поставщиков по вопросам нарушения заказчиками установленных правил и процедур проведения торгов (конкурса) на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд;
  • Порядок опубликования решения о заключении контракта на закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Параллельно Правительством РФ были приняты:
  • Постановление "О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)" от 26.09.97 № 1222;
  • Постановление "О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд" от 03.09.98 № 1022.
Через некоторое время Минэкономики подготовило подробные "Рекомендации по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд простыми способами закупок" (Письмо от 08.04.99 № АС-353/2-301).

На этом эпоха Указа подходит к концу в связи с принятием Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 06.05.99 № 97-ФЗ.

Особенность данного Федерального закона состоит в том, что он регулирует не любые отношения по закупкам товаров для государственных нужд, а только закупки путем проведения конкурса. В этой части положения Указа, противоречащие Закону, являются в настоящее время недействующими. Тогда как регулирование закупок способами запроса котировок и закупки из единственного источника сохранилось в соответствии с Указом.

В результате порядок проведения конкурса при закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд достаточно жесток регламентирован.

Еще более жестко и детально урегулированы закупки, проводимые дорожниками и строителями. Хотя, к сожалению, терминология и порядок проведения местами противоречат закону, но критикой этой специфической области я готов заняться только при наличии прямого на то запроса J

Для "обычных" же конкурсов, проводимых коммерческими структурами, фактически единственной нормативной базой остается Гражданский кодекс, а точнее, статьи 447-449. И, конечно же, здравый смысл Однако, это не означает, что проводить конкурсы в этой ситуации намного проще. Особенно, когда потом по результатам неграмотно проведенных конкурсов в результате судебных исков можно потерять не только контракт, но и деньги. И не государственные, а свои личные... .


На Главную

Жду Ваши отзывы: sukhadol@yandex.ru



Используются технологии uCoz